Выходные и будни

Выходные и будни

вторник, 28 января 2014 г.

"Ковер дружбы"

Здравствуйте, уважаемые гости блога!

Одним из направлений в моей работе есть работа в четвертом классе и подготовка детей к роли "пятикласника".
По моему мнению,  для того чтобы ребенок успешно справился с ролью пятиклассника, ему нужно научиться сотрудничать с другими людьми (не имеет значение кто это - взрослый или другой ребенок).
Вот поэтому мы вместе с детьми четвертого класса и их учителем Татьяной Викторовной учимся сотрудничать:))), а именно выслушивать мнение другого, уметь молчать, когда так хочеться высказать свое мнение и многое другое. И дети, и я очень ждем понедельника и грустим, когда не получается увидеться.
Помогает мне в выполнении поставленной цели арттерапия, а также чудесные упражнения Клауса Фопеля из книги "Как научить детей сотрудничать". Сегодня я хочу рассказать и показать мою интерпретацию упражнения Клауса Фопеля.
Упражнение «Ковер мира»
Цели: Игра "Ковер мира" предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие "ковра мира" побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.
Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого из класса есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашего класса. Я напишу на нем имена всех учеников нашего класса, а вы должны мне помочь украсить его».
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Анализ упражнения:
— Почему так важен для нас "ковер мира"?
— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
— Почему недопустимо применение в споре насилия?
— Что ты понимаешь под справедливостью?

Мы с детьми изменили название - у нас "Ковер дружбы"
Что делаем мы: разбиваемся на пары, на одном листе А4 рисуем без слов "ковер дружбы", а потом, по желанию, презентуем всему классу.

Вот так дети творят свои "ковры дружбы"

У Алеши и Кати Т. получился такой ковер

А это трудились Алина и Катя Л.
Алиса и Никита П.
Егор и Никита Н.

У Маши и Ярослава получилась такая работа

А это работа Насти Т. и Насти П.

Соня и Максим тоже потрудились наславу
Вот так мы работаем в четвертом классе!


4 комментария:

  1. Отличная работа! У меня есть задумка создать ковер-самолет для дошкольников для сказкотерапии, а у Вас уже готов ковер дружбы-класс! Спасибо, коллега!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо! Очень хочется посмотреть на Ваш ковер-самолет!

      Удалить
  2. Очень интересные работы! Так интересно наблюдать. У кого-то вроде и лист общий, а рисунок у каждого свой, а у кого-то полный симбиоз))) Хорошее упражнение Спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, здравствуйте! Очень рада Вас видеть у себя в блоге:) Да, работы действительно интересные. А еще дети интересно делились на пары: вспоминали с кем в последний раз был конфликт с тем и садились вместе.

      Удалить