Выходные и будни

Выходные и будни

воскресенье, 16 февраля 2014 г.

"Работа в паре" - изотерапия для педагогов

Здравствуйте гости блога!

Последнее время я задумываюсь о дуете "клиент-психолог", ог консультировании, о стратегиях работы (если можно так выразиться). И все чаще я останавливаюсь в своей работе не на акценте на проблемах клиента, а на поиске ресурса клиента. В разговоре со своей коллегой, возникла такая фраза "В большинстве случаев клиенты к нам приходят, чтобы мы им подтвердили, что они хорошие". Эта фраза - мой девиз! С каждым из моих клиентов - ребенок это, родитель или педагог - я работаю над поиском или активизацией ресурсов. Так и возникло следующее упражнение.

В предыдущих своих постах (в комментариях) я уже упоминала про фестиваль "Арт-практик", который проходил в Киеве. Там я приобрела замечательную книгу Елены Тарариной "Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера". И меня заинтересовала одна техника.
Выдержка из книги Елены Тарариной:

Техника работы с фракталами. А. Копытин
(модификация Е. Тарариной)
Цель: развитие способностей к снятию внутреннего контроля.
Задачи:
развитие воображении;
релаксация;
формирование собранности;
опыт групповой работы;
безусловное насыщение цветом.
Инвентарь: фракталы, цветные карандаши.
Время работы: 10-15 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет и старше.
Алгоритм работы
Вступление. Сейчас вам необходимо закрасить образ, который состоит из множества деталей (кружочков, треугольников и др.) разными способами и цветами так, чтобы детали одного цвета не оказались рядом. Важно работать молча. Рисование происходит в группах по 3-5 человек, если размер фрактала А-4, и 7-8 человек - для размера фрактала А-3.
Основная часть.
Заключается непосредственно в раскрашивании фрактала.
После рисования клиентам предлагается ответить на следующие вопросы:
1.Что вы рисовали преимущественно - фон или фигуру?
Если больше рисовали фон, то, возможно, в данный период жизни вы в большей мере являетесь фоном для других, для них вы помощь, опора, поддержка. Если же рисовали преимущественно фигуру, - вы осознаете собственную важность для самого себя, проявляете свою индивидуальность, занимаетесь исследованием собственной личности.
2. Рисуя, вы использовали карандаши своих коллег?
Мир полон ресурсов, иногда мы просто не пользуемся ими. Вы использовали цветовые возможности коллег? Попробовали, насколько их карандаши мягкие, яркие?
3. Какие цвета вы использовали активнее? Почему?
Важно, чтобы цвета были разнообразными и приносили вам радость. Если так и было, то можно предположить, что у вас богатый эмоциональный мир, вы способны принимать разные чувства, допускаете «полутона», отличия.
4. Цвета   ваших   фрагментов   чаще   яркие,   насыщенные   или, наоборот, мягкие, бледные?
Важно понять: сейчас вы хотите ярких эмоций, взглядов, отношений или, наоборот, ищете спокойные, умиротворенные состояния.
5. Вы рисовали разные фрагменты в разных частях работы одним карандашом или для каждого последующего фрагмента брали новый цвет?
Первая стратегия говорит о том, что вы ориентированы на процесс, идею, цель. Вторая показывает сосредоточенность вашего внимания на себе, собственных чувствах, состояниях, личностном развитии. Важно гармонично сочетать в себе эти две стратегии.
6.         Вы рисовали только в пространстве возле себя или по всей фигуре?
Если вы раскрашивали весь рисунок, то можно предположить, что для вас важно  быть в курсе дел других людей, их новостей и событий.
Рисование по всей фигуре говорит о включении себя в разные аспекты жизни. Рисование в одном месте может свидетельствовать о том, что вы испытываете сложности в общении или хотите побыть наедине, сохранить свои границы.
7. Вы     раскрашивали     те     элементы,     которые     выбирали самостоятельно, или те, которые вам позволяли другие участники?
Значимо ли для вас принимать решения? Или чаще вы готовы следовать потоку событий? Важно гармонично сочетать в себе эти две стратегии.
8. Вам     хотелось     раскрашивать     большие     фрагменты     или маленькие?
Это свидетельствует о том, на что направлено ваше внимание: на обобщение или сосредоточенность на деталях?
9. Вы больше рисовали округлые формы или острые?
Закрашивание округлых форм говорит о мягких, текущих чувствах, типичных для женского характера; острых форм - о решительности; закрашивание крупных деталей может отражать вашу способность к расширению границ собственного жизненного пространства.
10. Вы   следили   за   тем,   что   делали   другие,   или   были погружены в свою работу?
Если вы не следили за работой других, то можно говорить о доверительных отношениях в группе или о равнодушии; если вы наблюдали за развитием группового рисунка, то, вероятно, для вас важно соответствовать определенному групповому контексту, быть понятым.
Вывод. Работа с фракталами позволяет расслабиться, снизить внутренний контроль и понаблюдай, за своими стратегиями взаимодействия в группе; развить усидчивость и творческие способности.

 Так и родилось мое упражнение "Работа в паре".
Это ресурсное упражнение, направленное на невербальное общение, снятие эмоциональных блоков с помощью изотерапии, а именно цвета изосредства и движения руки по бумаге.
Приятно было наблюдать, как творили-общались мои девочки-педагоги:) Для меня было открытием, то, что девочки весь вечер искали с кем бы еще порисовать.
Немного фотографий работ-творений:






Я всегда знала, что арт-терапия творит чудеса:)

5 комментариев:

  1. Елена, спасибо! Завтра еще раз все прочту. А книгу можно как-то купить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, пожалуйста! Книгу я покупала на "Арт-практике". Если Вас что-то заинтересовало в книге, могу отсканировать и отправить по почте.

      Удалить
  2. Скажите, пожалуйста, а как выглядят эти фракталы? Можно ли ознакомиться с ними?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, фракталы очень похожи на геометрические раскраски. В книге образца нет.

      Удалить
  3. Лена, вот как бывает - прочла как в первый раз. Вижу сейчас, что это вещь!

    ОтветитьУдалить