Страницы

четверг, 30 января 2014 г.

Великий Януш Корчак

Здравствуйте уважаемые гости блога!


Так как я работаю в сфере образования, а именно в специализированном учебно-воспитательном комплексе, то очень часто поднимается тема про родителей, педагогов. И в своей работе я часто обращають к великим педагогам. Одним из таких есть Януш Корчак.

Я давно хотела написать выдержки из его книги "Как любить ребенка", а сегодня "В контакте" увидела пост Елены Тарариной и решила написать срочно, не откладывая:)



Януш Корчак (1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
В предисловии к своей детской книге – «Когда я снова стану маленьким» – писатель, обращаясь к взрослым, заявляет:
«Вы говорите:
– Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
– Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления.
В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.
Корчак организатор и руководитель многочисленных детских домов. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В 1942 году их депортировали в Треблинку.
 "Я был на умшлаг-плаце, когда появился Корчак с Домом сирот. Люди замерли, точно перед ними предстал англе смерти. Так, строем, по четыре человека в ряд, со знаменем, с руководством впереди, сюда ещё никто не приходил. "Что это?!" - крикнул комендант. "Корчак с детьми", - сказали ему, и тот задумался, стал вспоминать, но вспомнил лишь тогда, когда дети были уже в вагонах. Комендант спросил Доктора (Корчака), не он ли написал "Банкротство маленького Джека". "Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?" - "Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, Доктор." - "А дети?" - "Невозможно, дети поедут". - "Вы ошибаетесь, - крикнул Доктор, - вы ошибаетесь, дети прежде всего!" - и захлопнул за собой дверь вагона".
 На следующий день он погиб вместе со своими детьми в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке.
 Незадолго до гибели Корчак писал: "Если бы можно было остановить солнце, то это надо было сделать именно сейчас". (Из послесловия к книге)

Десять заповедей Януша Корчака для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

вторник, 28 января 2014 г.

"Ковер дружбы"

Здравствуйте, уважаемые гости блога!

Одним из направлений в моей работе есть работа в четвертом классе и подготовка детей к роли "пятикласника".
По моему мнению,  для того чтобы ребенок успешно справился с ролью пятиклассника, ему нужно научиться сотрудничать с другими людьми (не имеет значение кто это - взрослый или другой ребенок).
Вот поэтому мы вместе с детьми четвертого класса и их учителем Татьяной Викторовной учимся сотрудничать:))), а именно выслушивать мнение другого, уметь молчать, когда так хочеться высказать свое мнение и многое другое. И дети, и я очень ждем понедельника и грустим, когда не получается увидеться.
Помогает мне в выполнении поставленной цели арттерапия, а также чудесные упражнения Клауса Фопеля из книги "Как научить детей сотрудничать". Сегодня я хочу рассказать и показать мою интерпретацию упражнения Клауса Фопеля.
Упражнение «Ковер мира»
Цели: Игра "Ковер мира" предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие "ковра мира" побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.
Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого из класса есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашего класса. Я напишу на нем имена всех учеников нашего класса, а вы должны мне помочь украсить его».
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Анализ упражнения:
— Почему так важен для нас "ковер мира"?
— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
— Почему недопустимо применение в споре насилия?
— Что ты понимаешь под справедливостью?

Мы с детьми изменили название - у нас "Ковер дружбы"
Что делаем мы: разбиваемся на пары, на одном листе А4 рисуем без слов "ковер дружбы", а потом, по желанию, презентуем всему классу.

Вот так дети творят свои "ковры дружбы"

У Алеши и Кати Т. получился такой ковер

А это трудились Алина и Катя Л.
Алиса и Никита П.
Егор и Никита Н.

У Маши и Ярослава получилась такая работа

А это работа Насти Т. и Насти П.

Соня и Максим тоже потрудились наславу
Вот так мы работаем в четвертом классе!


суббота, 25 января 2014 г.

Необычные материалы в работе психолога

Зравствуйте, уважаемые гости блога!


Интернет это великая сила:))) С лета я активно сижу в блогах коллег и отмечаю для себя интересные, креативные материалы. Очень мне нравятся игры, в которых используются нестандартные (абсолютно на первый взгляд не предназначенные) материалы для работы с детьми.
Таким материалом есть решетка для раковины.
Как играют мои коллеги можно посмотреть в блоге "Ни минуты покоя" и в блоге педагога-психолога Алены Решетовой.

А я с детьми играю так.

Подбираем к решетке шнурочек (или по цвету, или по желанию) и представляем, что шнурок превратился...(в кого? - дети придумывают ответ), а решетка это ... нора, домик, дорожка и т.п. Практикуем разные типы шнуровки.


А еще мы с помощью решетки и помпонов рисуем.

Вот такие "волшебные" материалы для развития творчества и мелкой моторики есть в кабинете практического психолога:)

пятница, 24 января 2014 г.

Настольная игра "Не горячись"

Здравствуйте уважаемые читатели!

Хочу сегодня рассказать про одну очень замечательную игру "Не горячись". Я ее использую, как в индивидуальной работе, так и в работе с семьей.

У меня самодельный вариант игры. Она состоит из игрового поля, фишек по четыре красного, синего, желтого и зеленого цветов и игрального кубика.


Правила игры. Цитирую: "Задача каждого игрока – передвинуть четыре свои фишки со стартовой позиции к финалу. Так, чтобы фигуры прошли по кругу всю игральную доску. Какой можно сделать ход, определяет брошенный кубик. Если на пути встретилась фишка соперника, она сбивается и начинает игру сначала."  Плюс обязательное правило: когда выпадает 6, нужно выводить фишку из "домика" и "шестерка" ходит два раза, т.е. при выпадении шести точек игрок должен сделать еще один ход.

Немного фотографий индивидуальной работы:


Я решила добавить сканы игрового поля. В качестве фишек можно использовать цветные пуговицы.




Учавствую в проекте Натальи Чистоклетовой "Игра на Ура". Тема января "Настолки".


четверг, 23 января 2014 г.

"На пороге школы" выступление для родителей будущих первоклассников


Здравствуйте, друзья, колеги и гости блога!

Я работаю в СНВК "Лісові дзвіночки" (спеціалізований навчально-виховний комплекс) с детьми от 2 до 10 лет, педагогами и, конечно же родителями.
Обязательным аспектом моей работы есть консульсирование и просвещение робителей будущих первоклассников.
Сегодня я делюсь своим выступлением для родителей будущих первоклассников.


"Ваши дети скоро пойдут в школу.
Их ожидает знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а, иногда, и собеседование.
Часто у родителей возникает вопрос, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьной жизни и что такое психологическая готовность к школе.
Психологическая подготовка ребенка к школе - это важнейший этап, пройти который ребенок должен под руководством родителей и педагогов в детском саду. От того, как подготовлен ребенок к школе, зависит вся дальнейшая учеба, а это 11 лет тяжелого труда.
 Психологическая готовность к абсолютно новому периоду в жизни малыша формируется не за полтора месяца перед школой, а требует специально организованных занятий на протяжении всего подготовительного этапа.
Психологическая готовность к школе - это необходимый уровень психического развития ребенка для того, чтобы усвоить школьную программу, совместно обучаясь в группе детей одного возраста. Говоря о готовности ребенка к школе, мы анализируем его физиологичную, педагогическую и психологическую подготовки.
Если:
- у Вашего ребенка преобладает " хочу" над " можно"
- Ваш ребенок не выпускает из рук игрушку, много кричит;
- Ваш ребенок не хочет общаться с незнакомыми, или сразу входит в близкие отношения на равных;
- Ваш ребенок не находит общий язык с одногодками;
- Ваш ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше;
- у Вашего ребенка низкий уровень знаний об окружающем мире, он не умеет сделать обобщения, классифицировать, выделять сходство и отличие;
- Ваш ребенок не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями;
- Ваш ребенок очень медленно двигается, говорит, ест;
- у Вашего ребенка проблемы с запоминанием или проблемы с произношением.
Это портрет первоклассника, не готового к школьной учебе.

Рекомендации родителям будущих первоклассников :
  • Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, потому попробуйте учесть все факторы, которые могут усложнить его учебу.
  • Познакомьте ребенка с его учителем еще к официальному началу занятия.
  • Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  • Не запугивайте ребенка школой!
  • Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голову должен сложиться позитивный, теплый образ.
  • Расскажите ему о вашем школьном детстве, вспомните несколько веселых историй.
  • Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках.
  • Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах.
  • Поиграйте в школу(вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки.
  • Хвалите своего ребенка.
  • Оценивайте не ребенка, а его действия.Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок.
  • Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.
  • Создайте условия для соблюдения режима дня.
  • Давайте больше самостоятельность(для профилактики неуверенности).
  • Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день(для развития памяти, языка).
  • Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику(для развития мелкой моторики).
  • Уделяйте время на развитие памяти, внимания(Это основные процессы, на которых строится учеба).
  • Если ребенок допустимо ошибку, попросите его найти ее самому(это первая форма самоконтроля). 
Ответственность за то, которым будет школьное будущее ребенка в полной мере лежит на родителях.
То есть очень важно, какими именно вы являетесь родителями!
Есть хороший стих по этому поводу:

Если вы родители — ласкатели, хвалители.
Если вы родители — прощатели, любители.
Если разрешатели, кyпители, дарители.
Тогда вы не родители, а просто восхитители!
А если вы родители — ворчатели,сердители.
А если вы родители — рyгатели, стыдители.
Гyлять не отпyскатели, собакозапретители…
То знаете, родители, Вы просто крокодители!

А еще я хочу попробовать ответить на самый главный вопрос, который волнует родителей будущих первоклассников.
Это вопрос: как найти хорошую школу?!
И Вашему вниманию я предлагаю притчу, которая поможет Вам в этом сложном вопросе.
КАК НАЙТИ НУЖНУЮ ШКОЛУ?
Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
 - Который смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил личико другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука.
Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя.
Увидев какую-либо школу, дед заходил во двор и ожидал, когда учитель отпустит детей на перерыв.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его.
Дед молча поворачивался и шел оттуда.
Наконец, он вошел в крошечный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограждению.
Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
 - Доброго дня, дедушке! Может Вам принести воды? - предложил один мальчик.
- У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? - услышал он голос девочки.
 - Хотите, я позову учителя? - спросил еще один ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
 -  Наконец, я нашел наилучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушке, наша школа не лучше. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и пошел.
Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
Обсуждение:
- Как вы думаете, правильно ли дед искал школу?
- Какой должна быть школа, чтобы все дети ходили в нее с радостью?
- Расскажите, какие предметы дети будут изучать там, и как будут проходить уроки.
 - Представьте(нарисуйте) школу радости.


воскресенье, 19 января 2014 г.

Мемори "Лист-плод-дерево"

Здравствуйте, друзья и колеги, а также гости блога!

Не меньше, чем мандылы, я люблю играть с детьми в мемори:) Познакомилась с этой игрой я благодаря блогу Натальи Чистоклетовой и ее проекту "Игра на Ура". Есть игры, которые я сделала сама.

Вот сегодня я хочу показать игру, которую я сама сверстала. Картинки взяла из настольной игры у моей колеги Марины Викторовны.  Вот, что у меня получилось.




С другой стороны напечатала вот этот фон на весь лист.

Заламинировала, разрезала и дети играют с огромным удовольствием.

С этой игрой мы и зрительную память развиваем и деревья повторяем.


суббота, 18 января 2014 г.

Игра "Собери мандалу"

Здравствуйте, гости блога, друзья и коллеги!

Как вы успели заметить, мы с детьми очень любим мандалы. Мы и раскрашиваем по памяти, и рисуем, и лепим, и делаем из отпечатков, и творим из природного материала.
А сегодня я вам покажу, как мы играем с мандалами.
На сайте "Познаем Мир Играя" я увидела эти замечательные цветочные мандалы. И еще у Ксении Бунаковой в дневнике мне попались мандалы для раскрашивания. Я совместила все это вместе и у меня получилась чудесная игра "Собери мандалу". В эту игру дети с огромным удовольствием играют на "Цікавій перерві" (это мое атестационное годичное мероприятие).

Немного фотографий


А теперь сама игра






Вот так мы играем с мандалами:)

Мемори "Веселые цифры"

Здравствуйте, друзья и коллеги, а также гости блога!

Сегодня хочу продолжить тему развития зрительной памяти.
Когда в блоге Натальи Чистоклетовой начался проект "Игра на ура", первой темой было Мемори. И тогда я не успела добавить в галерею свою игру "Веселые цифры". Сегодня хочу исправить ситуацию и поделиться со всеми тем, как мы играем в эту замечательную игру и с дошкольниками, и с первокласниками. Во время игры мы и память развиваем, и цифры повторяем, и учимся принимать правила. По моему мнению, это очень важно в дошкольном возрасте, а в первом классе - просто необходимо.
Немного фото нашей игры в первом классе


А это фотграфии индивидуальной работы с дошкольником - замечательным мальчиком Тимофеем.

А еще я добавляю саму игру - может быть кто-то захочет поиграть. Играйте с удовольствием!



пятница, 17 января 2014 г.

Тренируем память

Здравствуйте, гости блога!

Для успешной учебы детям очень важно иметь хорошо развитую память: как зрительную, так и слуховую.

Сегодня я хочу показать фрагмент деятельности с детьми, направленный на развитие зрительной памяти.

Когда я бродила по просторам Интернета мне на глаза попались мандалы для тренировки памяти вот здесь. Очень меня заинтересовали и я решила с детьми сделать что-то подобное.
У меня вышли вот такие задания:








Лист с заданиями нужно согнуть пополам и разрезать на три полоски с заданиями. Потом загнуть ч/б рисунок. Это подготовительный этап.
дети смотрят и запоминают цветной рисунок, потом переворачивают и раскрашивают ч/б и так все три мандалы. После каждого раскрашивания нужно порадоваться правильности выполнения и сказать себе теплые слова поддержки.
Дети эти задания выполнили с большимс удовольствием. И самооценку подняли (выполнили даже те, кто говорил, что не сможет) и память зрительную потренировали.
А потом, как заключительный этап, на последней стороне нашего мандального лэпбука дети рисовали свою мандалу из геометрических фигур.
Немного фотографий нашей деятельности.

Вот такие они мандалы Шичида:)

среда, 15 января 2014 г.

Есть стихи, которые...

Здравствуйте, гости блога!

Я равнодушна к поэзии. Но иногда встречатся стихи, которые тебя выворачивают наизнанку и трогают по слез. Это присказка, а сказка будет впереди:)))
У нас в районе обязательным в работе психолога есть профилактика жестокого поведения. Это раз.
Я обратила внимание, что когда детей приводят и забирают родители - у детей одно поведение. А когда это делают бабушки - то совсем другое. Я имею ввиду, что бывает кардинально противолположное поведение и иногда совсем нелицеприятное:( Это два.
Профилактику нужно начинать с семьи. Это три.
И мне на глаза попался этот стих в контакте вот здесь.

Cидела у подъезда на скамейке,
Помятая, в разбитых башмаках
Бездомная старушка в телогрейке
С котёночком приблудным на руках.
Сынок её, как этого котёнка,
Из дома выгнал: видно зажилась!
Должно быть, надоела старушонка,
А придушить — рука не поднялась…
Соседи ей порой давали хлеба,
И у кого-то капала слеза,
Потом, вздохнув, крестились, глядя в небо,
И отводили в сторону глаза.
Спала бабуля в нише под балконом,
Чтоб не достали летние дожди,
На стареньком пальтишке с капюшоном,
Котёнка согревая на груди.

* * *

— Сыночек, может мы возьмём котёнка? -
Мне кошечку давно хотелось в дом, —
Спросила как-то мама у ребёнка,
А он в ответ:
— И бабушку возьмём?…



Заставляет задуматься. Не правда ли?


вторник, 14 января 2014 г.

Новогодняя мандала

Здравствуйте, гости блога!

Поздравляю всех с Новогодними праздниками!

Желаю успехов, здоровья и любви!

Перед Новым годом мы с детьми делали "Новогодние мандалы". Дентям нужно было на листе А4 нарисовать круг, вырезать его и нарисовать "Новый год".
Сегодня в день Старого Нового года я хочу поделится "новым годом":))) с читателями моего блога.